Сегодня на заседании комитета по экологии и природопользованию под председательством Валерия Галеева депутаты одобрили Концепцию совершенствования законодательства в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и аэрозольных выбросов радионуклидов в атмосферу.
Напомним, что Концепция в марте текущего года была рассмотрена и в целом одобрена на расширенном заседании Общественной палаты Челябинской области с участием депутатов Законодательного Собрания.
При подготовке Концепции была проанализирована ситуация, сложившаяся в сфере социальной защиты «маяковцев», и выявлены три группы проблем.
Первая группа проблем связана с неравноправием уже действующих норм по социальной защите «маяковцев», по отношению к «чернобыльцам» и «семипалатинцам».
В Маяковском законе (Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча») указаны права детей только первого и второго поколений, в то время как в Чернобыльском законе (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») количество поколений ничем не ограничено.
По отношению к «семипалатинцам» ущемлены права наших «дозовиков», проживавших на реке Теча. По Семипалатинскому закону (Федеральный закон от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне») за 5 и за 25 бэр выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере 426 и 1360 рублей соответственно, а также гарантируется пакет мер социальной поддержки. В соответствии с Маяковским законом за 7 и 35 бэр выплачивается компенсация в 210 и 420 рублей соответственно и без социального пакета.
Вторая группа проблем связана с тем, что не все категории пострадавших граждан попали под действие Маяковского закона. В первую очередь речь идет о гражданах, проживавших на территории ВУРСа. В результате часть граждан Челябинской и Свердловской областей, а это около 9 тысяч человек, набрали сверхнормативную дозу облучения. Работа по включению данной категории граждан в Маяковский закон ведется уже почти десяти лет.
Еще одна проблемная категория пострадавших – дети, а, вернее, граждане, которые на момент радиационного воздействия находились в состоянии внутриутробного развития. Сейчас в защищенную категорию попадают только дети (граждане), которые находились в состоянии внутриутробного развития, эвакуированных и добровольно выехавших граждан. Вне рамок действия закона остаются дети (граждане), которые в момент радиационного воздействия находились в состоянии внутриутробного развития, ликвидаторов, граждан, проживавших на реке Теча и на территории ВУРСа.
Часть жителей города Озерска и прилегающей территории пострадала от аэрозольных выбросов йода-131 в атмосферу в первые годы работы комбината. В основном, это дети 1951–1959 годов рождения.
Третья группа проблем касается установления социальной справедливости в отношении отдельных категорий граждан. Для этого необходимо внести изменения в отдельные нормы Чернобыльского закона, которые распространяются, в том числе, и на граждан, получающих льготы по Маяковскому закону. Во-первых, речь идет о детях первого и второго поколения граждан, страдающих заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, для которых предоставление мер социальной поддержки прекращается по достижении ими 18 лет.
Во-вторых, предлагается рассмотреть вопрос о ликвидации (уменьшении) разницы в размерах компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, получаемых гражданами определенных категорий в соответствии с Чернобыльским законом и по решению судов.
По каждой проблеме планируется подготовить соответствующие законодательные инициативы. А для этого необходимо их научное обоснование. В ближайшее время планируется приступить к разработке новых или доработке существующих методик расчета накопленных доз. Для этой цели будет создана рабочая группа при заместителе губернатора П.А. Рыжем. Далее подготовленные законодательные инициативы рассмотрит специально созданная рабочая группа, в состав которой войдут депутаты и специалисты, главы пострадавших от радиоактивного загрязнения районов. После чего законопроект обсудят сначала на экспертном совете, а затем, через Законодательное Собрание направят в Государственную Думу РФ.
В мае текущего года, как отметили на заседании комитета, планируется запустить первую законодательную инициативу: по внесению изменения в Маяковский закон, дополнив его статьей, которой будут установлены ежемесячные денежные выплаты для граждан, проживавших на реке Теча как у «семипалатинцев» (сейчас они получают только ежемесячную денежную компенсацию). Дополнительных научных работ по обоснованию данной поправки не требуется. Финансово-экономические расчеты по стоимости поправки уже сделаны и составят около 3 млн. рублей.
Присутствующие на заседании комитета депутаты сошлись во мнении, что Концепция будет содействовать актуализации вопросов совершенствования законодательства в сфере социальной защиты «маяковцев».
Данная Концепция будет рассмотрена ближайшем заседании президиума Законодательного Собрания.
Концепция совершенствования законодательства в сфере социальной защиты "маяковцев"
Депутаты-члены комитета по экологии одобрили Концепцию совершенствования законодательства в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и аэрозольных выбросов радионуклидов в атмосферу.