Депутаты комитета по бюджету и налогам приняли рекомендации публичных слушаний по проекту закона области "Об исполнении областного бюджета за 2010 год"

20 апреля, депутаты, рассмотрев проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2010 год», приняли рекомендации публичных слушаний по данному законопроекту.

РЕКОМЕНДАЦИИ публичных слушаний по проекту закона Челябинской области

«Об исполнении областного бюджета за 2010 год»

Участники публичных слушаний, рассмотрев проект закона Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год», отмечают, что бюджетная политика Челябинской области в 2010 году была направлена на укрепление доходной базы областного бюджета, выполнение социальных обязательств Челябинской области, обеспечение сбалансированности областного бюджета, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Позитивным итогом прошедшего года стало сведение к минимуму дефицита областного бюджета, который при первоначально планируемом значении в 10,8 млрд. рублей по итогам 2010 года составил 535,8 млн. рублей.

В 2010 году общий объем поступлений доходов областного бюджета составил 82 млрд. 804 млн. рублей, или 101,4 процента от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2009 годом поступления в областной бюджет увеличились на
25 процентов. Основную часть этих средств составили доходы областного бюджета, полученные за счет налоговых и неналоговых поступлений, -
59 млрд. 195,3 млн. рублей, или 71,5 процента общего объема доходов, что на
57 процентов больше, чем в 2009 году.

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета сформированы в основном за счет четырех налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и акцизов, общая доля которых в объеме налоговых и неналоговых доходов составила 94,4 процента.

Безвозмездные поступления в областном бюджете в 2010 году составили
23 млрд. 806,3 млн. рублей. Объем средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, уменьшился в 2010 году на 17 процентов в связи с сокращением объемов антикризисной поддержки регионов.

Общая сумма расходов областного бюджета составила 83 млрд. 339,8 млн. рублей, или 96 процентов от годовых бюджетных назначений, с увеличением к фактическим расходам 2009 года на 13 млрд. 631,7 млн. рублей, или на 19,6 процента. Большая часть этой суммы (54 процента) передана в виде межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Расходы на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику составили 22 млрд. 519,6 млн. рублей, или более половины расходов, осуществляемых непосредственно из областного бюджета.

Первоочередные социально значимые расходы областного бюджета, включая социальные выплаты и заработную плату, профинансированы в полном объеме. Расходы по социальным выплатам с учетом межбюджетных трансфертов местным бюджетам профинансированы с ростом к уровню 2009 года на 30 процентов, с
1 сентября 2010 года увеличен фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений на 10 процентов.

Объем государственной поддержки сельского хозяйства составил
4 млрд. 484,6 млн. рублей с приростом к уровню 2009 году на 78 процентов, что связано с финансированием мероприятий по преодолению последствий засухи 2010 года.

Работы по ремонту, содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования регионального значения профинансированы в сумме 2 млрд. 525,5 млн. рублей. Всего на работы по ремонту, содержанию и строительству автомобильных дорог регионального и местного значения с учетом межбюджетных трансфертов местным бюджетам направлено 7 млрд. 661,2 млн. рублей с увеличением к 2009 году в 3 раза.

Объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 23,5 процента и составил 44 млрд. 917,5 млн. рублей. Половина этих средств, или 22 млрд. 369 млн. рублей, направлена на реализацию переданных государственных полномочий. Это больше уровня 2009 года на
19 процентов в основном за счет увеличения расходов по социальным выплатам.

На решение вопросов местного значения передано местным бюджетам
22 млрд. 548,5 млн. рублей с приростом к уровню 2009 года на 29 процентов, в том числе 11 млрд. 959,4 млн. рублей направлено в виде нецелевой финансовой помощи - дотаций с приростом к уровню 2009 года на 68 процентов. 

В целях восстановления докризисных показателей во всех отраслях экономики, для сохранения финансовой устойчивости Челябинской области и выполнения принятых социальных обязательств перед населением Челябинской области участники публичных слушаний рекомендуют следующее.

1. Законодательному Собранию Челябинской области:

1) рассмотреть проект закона Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» и принять указанный законопроект;

2) продолжить работу по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства Челябинской области, анализу обоснованности применения льгот по региональным налогам.

2. Контрольно-счетной палате Челябинской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Челябинской области проект закона Челябинской области о внесении изменений в Закон Челябинской области
«О Контрольно-счетной палате Челябинской области» в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

3.  Правительству Челябинской области:

1) продолжить работу по:

организации обеспечения  своевременности и полноты поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Челябинской области, в том числе за счет легализации организациями объектов налогообложения по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц в рамках деятельности рабочей группы, созданной распоряжением Губернатора Челябинской области от 12 октября 2010 года № 617-р;

привлечению в областной бюджет средств из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и государственных организаций и (или) корпораций для дополнительного финансирования национальных проектов и приоритетных направлений социально-экономического развития Челябинской области;

оптимизации численности областных унитарных предприятий за счет ликвидации, акционирования и приватизации убыточных  и не выполняющих социально значимые функции предприятий;

совершенствованию форм информирования населения Челябинской области о социальных выплатах, предоставляемых за счет средств областного бюджета и носящих заявительный характер;

экономному расходованию средств областного бюджета, в том числе за счет повышения энергоэффективности и рационального потребления ресурсов;

2) обеспечить:

включение в расходы областного бюджета ассигнований на финансирование областных целевых программ только при наличии их утверждения в соответствующих суммах;

реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральным законом
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципаль-ных) учреждений».

4. Главным администраторам доходов:

1) продолжить работу по повышению уровня собираемости платежей в областной бюджет и привлечению резервов увеличения поступлений по администрируемым доходам;

2) повысить качество прогнозирования доходных источников областного бюджета.

5. Главным распорядителям средств областного бюджета обеспечивать полное, целевое и эффективное использование выделяемых в областном бюджете средств.

6. Руководителям государственных и муниципальных учреждений уделять особое внимание усилению стимулирующей роли оплаты труда работников указанных учреждений в повышении доступности и качества оказания государственных и муниципальных услуг.

7. Органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области:

1) продолжить работу по:

реализации мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов и использованию резервов увеличения доходов;

сокращению задолженности по налогам и другим закрепленным доходным источникам местных бюджетов, а также по обеспечению легализации организациями объектов налогообложения по налогу на доходы физических лиц в рамках деятельности рабочих групп, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов;

анализу практики применения действующих налоговых льгот по местным налогам и льгот по неналоговым доходам местных бюджетов и принятию мер по их оптимизации;

контролю за обеспечением регистрации физическими лицами возведенных и эксплуатируемых ими строений и сооружений, а также земельных участков, на которых они возведены, и уплаты соответствующих налогов по данным объектам недвижимости;

повышению эффективности управления муниципальным имуществом и контролю за своевременным и полным поступлением платежей от аренды указанного имущества;

2) обеспечить:

качественное прогнозирование доходных источников при составлении проектов местных бюджетов на очередной финансовых год, проведение мониторинга и оперативного прогнозирования текущих поступлений доходов в местные бюджеты;

внедрение программно-целевого метода бюджетного планирования, включая разработку ведомственных целевых программ, формируя расходы местных бюджетов в рамках муниципальных целевых программ на уровне не менее 70 процентов от общего объема расходов местных бюджетов в 2011 году;

своевременное выполнение принятых обязательств, в первую очередь выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений, социальных выплат и оплату топливно-энергетических ресурсов;

полное и своевременное освоение в 2011 году целевых трансфертов, поступающих из федерального бюджета;

3) в срок до 1 июля 2012 года принять все необходимые нормативные акты и провести организационные мероприятия в рамках реализации реформы муниципальных учреждений;

4) поддерживать объем нецелевых остатков местных бюджетов на уровне не ниже минимальной потребности финансирования первоочередных расходов;

5) разработать ведомственные планы повышения эффективности деятельности структурных подразделений администраций муниципальных образований, в рамках которых обеспечить контроль за достижением показателей эффективности бюджетных расходов и качества управления бюджетным процессом;

6) не допускать:

случаев нецелевого использования земель, находящихся в границах муниципальных образований;

необоснованного роста дебиторской задолженности муниципальных учреждений;

7) осуществлять эффективный внутренний контроль в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

8. Представительным органам муниципальных образований привести нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

9. Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области и Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации продолжить работу по реализации предусмотренных федеральным законодательством мер по взысканию имеющейся задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

10. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, являющимися налогоплательщиками на территории Челябинской области, обеспечить своевременное и полное перечисление текущих платежей, а также погашение имеющейся задолженности по платежам, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.