
Над законопроектом, внесенным депутатами Александром Журавлевым, Владимиром Мякушем и Дмитрием Мешковым, работа велась с февраля этого года. Состоялись заседания рабочей группы с участием депутатов, главного управления юстиции, прокуратуры, минэкономразвития и минсельхоза, антимононопольной службы, Роспотребнадзора, областной клинической наркологической больницы, уполномоченного по защите прав предпринимателей области. Проект закона также рассматривался общественными организациями. В феврале в Законодательном Собрании работала горячая линия. Из 60 позвонивших 59 высказались за запрет и ограничение продажи энерготоников. Этой же позиции придерживаются 93% из 600 респондентов, принявших участие в опросе сайта Законодательного Собрания
В законе дано определение обоим видам энергетиков:
- слабоалкогольные тонизирующие напитки - слабоалкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 9% объема готовой продукции, содержащих тонизирующие вещества (компоненты);
- безалкогольные тонизирующие напитки − безалкогольные напитки, содержащие тонизирующие вещества (компоненты), за исключением чая, кофе и напитков на их основе.
В законе указывается, что требования к составу слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков, количеству тонизирующих веществ (компонентов), содержащихся в указанных напитках, установлены национальным стандартом Российской Федерации «Напитки слабоалкогольные тонизирующие. Общие технические условия. ГОСТ Р 52845-2007» и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Закон устанавливает на территории Челябинской области:
1) полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе при оказании услуг общественного питания.
2) не допускается розничная продажа безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе при оказании услуг общественного питания:
- несовершеннолетним;
всем лицам - в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта;
всем лицам - в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних.
При принятии закона он вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования – чтобы предприниматели, реализующие напитки данной категории, успели их продать или осуществить возврат товара.
Как отметил Дмитрий Мешков, представляя законопроект, основными потребителями энерготоников являются подростки, молодежь, молодые женщины. Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ в составе «энергетиков» в значительной степени усиливает привыкание к ним, и, как следствие, вызывает постепенную алкоголизацию.
Средний возраст начала потребления алкогольных напитков - 12–13 лет. В возрасте 11–24 года потребляют алкоголь более 70%. По данным Челябинской областной клинической наркологической больницы, в 2015 году от общего числа лиц, состоящих на профилактическом учете со злоупотреблением алкоголем, 30 % являются несовершеннолетними.
Вред на неокрепший организм оказывают и безалкогольные тонизирующие напитки. Их частое употребление приводит к неврологическим расстройствам, заболеваниям сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
Идет работа над законодательством об энерготониках в Госдуме. Кром того, сами субъекты Российской Федерации активно занимаются вопросом запрета розничной продажи «алкоэнергетиков» - такое право им дает федеральный закон о государственном регулировании оборота алкогольной продукции. 27 регионов уже приняли законы о различного уровня запретах розничной продажи тонизирующих напитков, которые в настоящее время действуют и не оспорены в судебном порядке. «Алкоэнергетики» запрещены в Москве и Санкт-Петербурге.
Ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.