23 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данным законопроектом гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В настоящее время особый порядок обеспечения жильем граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС и вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, распространяется только на тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года. Все остальные обеспечиваются жильем на общих основаниях. Конституционный Cуд Российской Федерации в постановлении от 30 января т. г. признал такое положение не соответствующим Основному Закону, указав, что права граждан не зависят от того, в какой момент они встали на учет.
После принятия данного закона останется только один критерий – нуждаемость в улучшении жилищных условий. В этом случае гражданин, независимо от постановки на учет, получит жилищный сертификат на приобретение квартиры за счет средств федерального бюджета.
Напомним, что депутаты Законодательного Собрания Челябинской области уже прорабатывали данный вопрос и обращались с законодательной инициативой в Государственную Думу. В январе 2011 года она была оформлена постановлением Законодательного Собрания, но тогда не была поддержана профильным комитетом Государственной Думы.